О записи электрогитары
Поговорим о том, как происходит процесс записи электрогитары.
Для начала, разберёмся, как пишут электрухи на супер, и не только, студиях с крутым оборудованием.
Есть гитара:
Она подключается ко всевозможным модулям обработки сигнала:
Затем к усилителю, так называемая «Голова»:
Усилитель подключён к кабинету (динамик) из которого идёт обработанный звук:
Перед кабинетом стоит один или несколько микрофонов:
Микрофоны подключены к пульту:
А пульт к компьютеру:
На который уже непосредственно идёт запись. Такая вот хитрая система.
Такой способ записи гитары очень хорош, так как используется аналоговое, настоящее, железное оборудование, в котором и электричество теплее и ручки приятнее на ощупь. Но, на сколько он хорош, на столько и сложен.
Если говорить о студиях мирового уровня и крутейших звукарях, то с ними всё понятно – огромный опыт и топовое оборудование открывают перед ними почти безграничные возможности в формировании тембра гитары, их методики работы с оборудованием чётко выверены и они прекрасно понимают, что и как надо настроить, чтобы получить тот или иной звук от аппаратуры.
Когда же речь идёт о начинающем музыканте, который собирается писать гитару таким образом в своей комнате, то тут стоит подумать – а стоит ли оно того? Мы не говорим, что это не возможно! Мы говорим, что надо попробовать! Это очень хороший опыт!
И сейчас мы рассмотрим несколько моментов, которые могут вызвать затруднение в процессе записи.
Первое, это звукоизоляция и посторонние шумы: то собака на улице лает, то соседи по батарее желают «Спокойной ночи», шума в вашей комнате намного больше, чем кажется.
В студиях, как правило, кабинет и микрофоны стоят в отдельной кабинке без посторонних шумов.
Если вас шумы не смущают, то вполне можно попытаться уменьшить их громкость поместив комбик с микрофоном под навес с одеялом. Звучит так себе, но эффект определённо будет.
Второй момент – это оборудование. А именно вся цепочка железа: Гитара-Комбик-Микрофоны-Звуковуха и провода. Со студийным сравнивать не будем, всё очевидно, а вот с тем, что есть – разберёмся.
- Гитара.
Самое главное – хорошо настроенный инструмент. Это касается как основной настройки, так и мензуры инструмента, при этом, не забываем про правильный прогиб грифа, высоту струн и высоту звукоснимателей. Это основной момент в любом инструменте.
Если гитара не дорогая, то скорее всего, она будет сама по себе фонить, то есть, создавать фон, неприятный гул. Это происходит по многим причинам. Самое простое и, в большинстве случаев, действенное решение – это экранировать гитару, по простому – заземлить, чтобы остаточное напряжение, вызывающее фон, распределилось, собственно, по экрану. Это делается путём обклейки ниш гитары каким либо металлизированным покрытием, чтобы он на себя забирал остатки тока.
Провода тоже могут создавать фон и наводки от техники, поэтому – лучше сразу брать хорошие и качественные шнуры.
- Комбик.
Во-первых, самое главное – правильно его настроить, чтобы звук был читаемым и разборчивым, не перебирать с гейном и внимательно отнестить к эквалайзеру. Тут всё зависит от звука, который мы хотим и который может выдать комбик, необходимо найти балланс между этими двумя моментами.
- Микрофон.
Сам микрофон – очень важен. Чем он качественнее, тем лучше звук. При этом, у каждого микрофона есть свой характер, какой бы микрофон это не был и, если понять, какой звук может «снять» этот микрофон с комбика, то всё получится!
При этом, микрофон необходимо ещё и правильно выставить перед динамиком. Тут необходимо найти баланс трёх параметров – расстояние до динамика, высота перед динамиком и наклон.
Если поймать точку наиболее яркого звука при отстройке микрофона, то результат может быть вполне достойным.
В настройке позиции микрофона, наиболее полно отражается опыт человека в звукозаписи. У опытных звукачей есть прошаренные методики, которые работают и дают нужный результат, но опыт – дело наживное, поэтому, чтобы что-то получилось, надо пробовать.
- Звуковуха.
Тут всё, как везде – чем лучше карточка, тем лучше звук.
С оборудованием более-мене разобрались.
Есть ещё пара моментов, о которых нельзя забывать и надо помнить. В первую очередь — это человек, то, какую музыку он играет и его уровень владения инструментом. Если брать во внимание эти факторы, то всё остальное становится второстепенным, ведь плохо сыгранная песня, пусть даже на самой дорогой аппаратуре, вызовет гораздо меньше симпатий, чем та же песня, исполненная качественно, но на аппаратуре которая в разы дешевле.
Такие дела.
Но мы отклонились от темы нашей статьи.
Хорошее оборудование – это очень здорово, но для музыкантов, делающих музыку ради удовольствия, в своей комнате, в свободное от основной работы время – непозволительная роскошь.
Но, не всё так плохо!
Метод аналоговой записи – не единственный, которым мы можем пользоваться, есть ещё один способ записать гитару, а именно – технология импульсного отклика. Этот способ вызывает много споров из разряда – хорошо это или плохо, но то, что данная технология заслуживает внимания – сомневаться не приходится. На данный момент уже очень много людей во всю используют эту технологию и добиваются очень хороших результатов.
В чём суть?
Представим себе дорогой и качественный гитарный стек – «Голова» и «Кабинет», звук с которого снимают два Топовых микрофона. Мы подключаем к нему гитару и играем – звук хорош! Потом подключаем другую гитару, и звук тоже хорош! Этот звук создаётся за счёт самого стека, а именно головы-усилителя, кабинета-динамика и микрофонов. От гитары, в данном случае, звук зависит не так сильно, как от всего стека. Вся эта цепочка придаёт звуку его тембр, характер. И тут крутые дядьки-инженеры подумали, а что, если этот характер попытаться скопировать? Перенести его в область цифрового моделирования?
Не будем вдаваться в подробности того, как развивалась технология, но в итоге – пришли к тому, что «голову-усилитель» вполне реально смоделировать с помощью написания плагина-эмулятора, так как там всё основанно на математике и физике, то есть, всё логично, а вот звук «кабинета-динамика» и микрофонов смоделировать очень сложно, но решение было найдено!
Технология эмуляции помещений, которая уже использовалась при создании конволюционных ревербераторов, была использована для эмуляции звука гитарного кабинета-динамика и микрофонов.
Технические моменты сводятся к тому, что есть отклик – это аудиофайл, который записан микрофоном с кабинета, когда через кабинет проходил так называемый импульс Дирака, если образно, то отклик – это слепок с аппаратуры. Затем этот слепок подгружаем в плагин и он придаёт звучанию именно тот характер, который был у реального кабинета, через реальные микрофоны. В этом вся суть.
В итоге мы получаем хороший звук, используя только нашу гитару, звуковую карту и несколько плагинов. Заманчиво, не правда ли?
В интернете очень много хорошо смоделированных усилителей, тех самых «Ламповых голов» и не меньше импульсов, для моделирования кабинетов.
В сумме – мы получаем парк виртуальной аппаратуры, которым можем пользоваться и получать тот звук, который хотим.
Как это реализовано?
Гитарный сигнал от звукоснимателей приходит в звуковую карту, которая служит неким порталом из аналогового мира вибраций в виртуальный мир цифры, звуковуха передаёт этот сигнал в комп, на котором установлена виртуальная студия, типа Podium, Cubase,Reaperи т.д. Сигнал поступает на один из каналов этой студии, типа виртуальный кабель, этот канал подключён к плагину, который эмулирует «Голову», усилитель стека, по аналогии с железной цепью прохождения сигнала.
Дальше, обработанный сигнал приходит в следующий плагин – эмулятор кабинета. В этот кабинет подгружен импульс с откликом реального прототипа и на выходе, мы получаем звук, максимально приближенный к аналогу. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это так.
В последствии, в цепь можно подключить компрессоры, ревербераторы и всё, что только Душа пожелает, а так как все эти плагины поставляются в формате VST, нам будет из чего выбрать!
Стоит сказать, что на данный момент очень много плагинов, позволяющих применить данную технологию, так же, очень много самих импульсов. Всё это изобилие даёт огромные возможности для виртуального реампинга.
Как следует из названия, реампинг – это процесс пропускания сигнала, через иной усилитель (re–переделывание, amp — усилитель).
Это возможно, благодаря тому, что сигнал пишется чистым, напрямую со звукоснимателей, а все плагины – обработки в цепи, которые могут быть заменены любыми другими, с иным звуком, стоит ли говорить, что это огромный плюс?
К слову, так делают и на крутых студиях, но там, чистый сигнал проходит через аналоговое оборудование, но схема и суть одна – эксперименты, поиск и получение необходимого звучания.
Совсем скоро у нас с Вами будет возможность убедится в качестве и привлекательности данной технологии, после чего, каждый сможет сам сделать свои выводы.
Оставайтесь с нами, всё самое интересное впереди! 8)