Фото:ADSR

Формирование звука

Способов формирования звука очень много, но все они, в той или иной мере, являются разновидностью нескольких базовых инструментов, которые мы рассмотрим ниже

Мы уже рассмотрели основные типы волн, которые может генерировать осциллятор, настало время поговорить, что с этой волной можно сделать дальше.

Формирование звука – это всегда модификация каких-либо пара метров волны.

Вскользь мы уже говорили об амплитуде, огибающей, частоте колебаний, гармониках и тембре.

Все эти показатели – это характеристики волны, которые можно измерить, увидеть, услышать, а значит – можно их изменять и настраивать.

Стоит понимать, что видов синтеза звука очень много, между собой их различает способ формирования волны и инструменты, которыми формируется нужный тембр, но! Надо понимать, что все синтезаторы генерируют волну, в принципе, не важно какой способ будет использован, на выходе будет волна с определённым тембром.

Это надо было сказать, чтобы не было путаницы между видами синтеза. Какой бы синтез не был реализован в синтезаторе, в большинстве случаев, где-то будет один или несколько осцилляторов, которые будет генерировать основную волну, а всё, что дальше – это модификаторы этой волны.

Итак, поехали!

Огибающая (ADSR).

Огибающая – это один из базовых инструментов для настройки звука.

В большинстве случаев, огибающая настраивается с помощью нескольких регуляторов, а именно – Atack (Атака), Decay (Спад), Sustaine (Звучание), Release (Затухание).

Эти параметры измеряются в милисекундах и регулируют длительность стадий динамической активности волны.

Атака регулирует время, за которое амплитуда волны дойдёт до заданного максимума, другими словами – нарастание громкости.

Если значение Атаки минимальное, то мы слышим звук сразу после нажатия на клавишу синтезатора, а если более долгое, то, после нажатия, звук будет постепенно нарастать.

После того, как громкость дошла до максимума, она снизится до уровня, который контролируется параметром Sustaine (Звучание) и будет звучать на этом уровне, пока нажата клавиша.

Параметр Decay (Спад) устанавливает время, за которое громкость перейдёт от максимального уровня, к уровню, который задан для стадии Sustaine.

Фото: ADSR

ADSR-огибающая

Стадия Release (Затухание) начинается, когда мы отпускаем клавишу. Если время мимнимально, то звучание прекращается сразу, а если более долгое, то после того, как мы отпустили клавишу, звук будет затухатьустановленное время.

Фильтр

По сути, фильтр – это эквалайзер с одной полосой, которая может пропускать либо нижние, либо  верхние частоты, так же, фильтр может быть в виде «пика» — пропускать только группу частот.

Фильтр низких частот:

Фото: Фильтр низких частот

Фильтр низких частот

Фото: Фильтр низких частот (Результат)

Фильтр низких частот (Результат)

Фильр высоких частот:

Фото: Фильтр высоких частот

Фильтр высоких частот

Фото: Фильтр высоких частот (Результат)

Фильтр высоких частот (Результат)

«Пиковый» фильтр:

Фото: Пиковый фильтр

Пиковый фильтр

Фото: Пиковый фильтр (Результат)

Пиковый фильтр (Результат)

Простой, но мощный инструмент, который так же является базовым.

После того, как звук сформирован осциллятором и огибающей, мы получаем, почти всегда, полный спектр частот, но нам не всегда нужен весь спектр, например для сочного баса – нам ни к чему группа высоких частот, которые мы можем убрать как раз-таки с помощью фильтра.

Для каких-то звуков, передающих мелодическую линию – не всегда нужен низ.

Способов и целей применения фильтров великое множество.

Почти всегда, в фильтрах три параметра, которые можно настроить, это частота (Cutoff), гейн (Resonannce) и добротность (Q – quality factor).

Cutoff регулирует частоту среза спектра, Resonance задаёт подъём громкости, гейна, на грани среза, а Добротность (Q)–ширину полосы гейна, для «пиковых» фильтров, Добротность регулирует ширину пропускания самого фильтра.

LFO (Low Frequency Oscillator)

Генератор низких частот.

Говоря простыми словами и не вдаваясь в подробности, LFO генерирует волну, которая служит графиком изменения какого-либо параметра.

Допустим, если LFOгенерирует синусоиду и подключен к громкости, то звук будет становиться то громче, то тише, в соответствии с частотой волны, которая идёт из LFO.

Применяя LFO, мы совершаем модуляцию волны по какому-либо параметру. То есть, фактически, это похоже на то, как если бы мы рукой крутили ручку какого-либо параметра в одну и в другую сторону.

Модуляция нужна, чтобы добавить звуку движения.

Наиболее распространена модуляция частоты волны или высоты тона (Pitch – Частотная модуляцияFM) и амплитуды, громкости (Амплитудная модуляция AM).

При этом, LFO часто подключают к частоте среза фильтра.

Область применения этого инструмента ограничена только фантазией и возможностями синтезатора, мы привели лишь наиболее частые примеры.

Проблема модуляции в том, что она трудно контролируема, так как один и тот же LFO может управлять несколькими параметрами, и, при этом, параметрами этого LFO может управлять ещё один LFO, при этом второй LFO может регулировать ещё несколько параметров…. Держать всё это в голове очень сложно, но и поле для экспериментов – непреодолимых масштабов.

Есть синтезаторы, где всё может модулировать всё – вот где настоящий простор для любителей модуляции!

Напоследок

Инструменты формирования звука на этом далеко не ограничиваются, ведь,по сути, всё, что так или иначе изменяет звук является инструментом его формирования.

Мы не рассматривали не один из модулирующих эффектов типа флэнжеров, хорусов, фазеров, тремоло, вибрато и ещё многих других.

При этом, разработчики постоянно придумывают что-то новое и сейчас есть синтезаторы, которые генерируют звук из картинки или видео.

Эта ситуация открывает для людей увлекающихся музыкой огромные просторы для деятельности, а потому, не бойтесь экспериментировать, всё в Ваших руках!

Возможно очередной Ваш музыкальный эксперимент, вышедший из под контроля, породит новый стиль или жанр в музыке, кто знает? Всё может быть!

Оставайтесь с нами и до новых встреч!