Волны

Создание музыки на компьютере подразумевает использование VST плагинов. Они делятся на две больших группы: Первая – это инструменты, вторая – обработки…

Инструменты создают звук, а обработки вносят в него изменение. Всё логично и понятно.

Инструменты делятся ещё на две основных группы, это генераторы и сэмплеры. Есть так же гибридные инструменты, использующие как сэмплирование так и цифровой синтез.

Что же такое Сэмплы? – это отрезки аудио, уже записанного прежде, а сэмплер – инструмент, который может эти отрезки проигрывать. Звуки в сэмплере привязываются к раскладке МИДИ-клавиатуры или матрицы внешнего сэмплера и при нажатии клавиш воспроизводится тот или иной сэмпл. Генераторы же генерируют всё с нуля, с помощью различных инструментов для синтеза.Сейчас речь пойдёт именно о генераторах.

Есть много типов цифрового синтеза, типа: аддиивный, FM, AM синтез, субтрактивный и т.д. Мы ещё разберёмся, что это за слова такие, но позже. Сейчас важно понять суть всего этого карнавала. Так не будем же тянуть!

У звуковой волны есть форма. Генератор создаёт волну определённой формы и, в зависимости от высоты звука, проигрывает её с определённой скоростью.

Чтобы полностью понимать о чём будет говориться далее, необходимо иметь представление о том, как происходит процесс воспроизведения динамиком, постуающих в него сигналов, об этом вы можете почитать вот тут.

Продолжим.

В работе с синтезаторами, очень важно понимание того, как форма генерируемой волны влияет звук, который мы слышим из динамиков.Чтобы прояснить эту картину, рассмотрим и проанализируем самые простые типы генерируемых волн.

Начнём с синусоиды. Вот так она выглядит:

Фото: Звуковая волна: Синусоида

Когда генератор создаёт волну такой формы, звук получается очень однородный, цельный и ровный. Собственно форма сама за себя говорит, плавные линии подразумевают равномерность распределения звуковой энергии, так как динамик движется плавно, воспроизводя эту волну, соответственно и воздух сжимается и разряжается тоже плавно, не создавая какого либо резкого напряжения.

Волна в форме треугольника звучит более агрессивно и остро:

Фото: Волна в виде треугольника

Но при этом, в звуке всё же присутствует некая гибкость и эластичность.Это волна заставляет динамик двигаться в обе стороны с одинаковой скоростью и момент, когда динамик меняет своё направление и создаёт некую остроту, но за счёт пологости и равномерности самого движения эта остринка сглаживается.

Следующая волноформа, так называемая «пила»:

Фото: Волна в виде пилы

Форма напоминает зубья пилы, отсюда и название. По контуру можно понять, что эта волна обладает очень агрессивным звучанием. Так и есть. Движения динамика в одну сторону происходят максимально быстро, а в другую максимально долго (в рамках периода одного колебания). Быстрое движение динамика создаёт специфический музыкальный треск, в то время как медленное движение в обратную сторону словно оттягивает этот треск, этот контраст даёт неповторимый характер этой волне. Он воспринимается как глубокий и насыщенный звук именно синтезатора. Жирный синтетический звук!

Напоследок осталась, пожалуй, самая цифровая волноформа, это так называемый «Меандр» или попросту – прямоугольник:

Фото: Звуковая волна в виде прямоугольника

Для звука, порождаемого этой волной характерно яркое и насыщенное восьмибитное звучание. Это и не удивительно, так как динамик совершает резкое движение в одну сторону и в таком положении вибрирует половину периода, затем не менее резкое движение в другую сторону и вибрирует вторую половину периода там.

Вибрируя в одном из крайних положений динамик воспроизводит высшие гармоники, которые сливаются в своеобразный гул, а чередующиеся резкие смены этих крайних положений, создаёт общее движение в звуке. Именно сочетание высших высокочастотных гармоник в теле широкоамплитудной волны и создаёт этот ярко выраженный и гипнотизирующий цифровой жир!

Собственно, с базовыми типами аудиоволн мы разобрались, надеюсь, что принцип ясен — резкое движение динамика добавляет звучанию остроты и жёстости, а плавное – округлости и сглаженности.

Очень важно понимать, по какому принципу сигнал, генерируемый синтезатором проявляется в звуке, ведь это понимание даёт нам контроль над тем, что мы делаем и, по сути, позволяет нам получить от синтезатора именно то звучание, которое нам необходимо.

На последок скажем, что устройство, которое непосредственно генерирует волну, называется «Осциллятор», а «Синтезатором» правильнее будет назвать весь комплекс инструментов для формирования нужного аудиопотока, в который входят модуляторы, матрицы, огибающие, биткрашеры и много чего ещё!

Об этом мы ещё поговорим, но уже в других статьях.

Надеемся, что было интересно и познавательно!

До новых встреч!

Оставайтесь с нами!