Фото: Александр Золотов NightRadio

Интервью с «NightRadio»

Всем привет!

Сегодня мы запускаем новую рубрику на нашем сайте, в рамках которой будем беседовать с различными людьми, которые так или иначе связанны с музыкой.

И первым стал человек, все грани творчества которого сложно затронуть в одном разговоре, музыкант и композитор с большой буквы! Разработчик уникального софта и не менее уникальных приборов для создания музыки.

Итак, знакомьтесь, Александр «NightRadio».

SoundTheory.ruАлександр, здравствуй! Ты готов?

NightRadioИлья, привет!

Да, конечно! 🙂 Можешь начинать ))

ST.ruНу, сперва, хотелось бы узнать — как начиналась твоя история. Что привело к занятию музыкой? Какими были первые шаги?

NRСколько себя помню, всегда тянуло к музыке и ее созданию. С детства. В голове непрерывно какие-то мелодии крутятся.

Фото: KraftwerkКажется, впервые я узнал о существовании синтезаторов после знакомства с альбомом «Computer World» группы Kraftwerk где-то в 1988 году. А точнее — это был отрывок альбома на кассете весьма сомнительного качества, без каких-либо подписей. О том, что это Kraftwerk, я узнал гораздо позже — в середине 90х. Но синтетический ни на что не похожий звук покорил мое сердце навсегда 🙂

К сожалению, синтезатор — слишком дорогое удовольствие. Да и время тогда непростое было. К счастью, брату удалось убедить родителей в целесообразности покупки компьютера. И все компьютеры, которые потом у нас появлялись, я в первую очередь оценивал по шкале звуковых возможностей, ждал того дня, когда какая-нибудь программа позволит создавать полноценную музыку с качественным звуком. Этот день наступил в 1995 году после знакомства с программой FastTracker. Я был потрясен увиденным и услышанным. С тех пор интерфейс трекеров для меня является самым естественным, простым и удобным, что, разумеется, отразилось на всех написанных мною программах 🙂

ST.ruМогу только представить, на сколько это было захватывающе!

Фото: FastTrackerДля меня открывается совсем другая сторона того времени сейчас, так как я себе представлял повальное увлечение металликой и айрон мэйдэном!

Это очень интересно!

По поводу твоих программ — это нечто! Я имел дело с синтами, но твои — это что-то вообще запредельное и таинственное….

А как пришла идея написать первую? Что это было? Интересно узнать про образование и отношение к музыкальной теории.

NRУверен, было и то и другое. Сколько людей — столько разных увлечений 🙂

Музыкального образования не имею. Все познавалось на практике методом проб и ошибок. У меня в аудиозаписях ВК есть ранние работы середины 90х — там явно прослеживается путь постепенного освоения музыкальной теории, все собранные за 20 лет грабли 🙂

Фото: PsyTexxПараллельно с музыкой я увлекался компьютерной графикой и программированием (особое значение здесь имеет мое знакомство с субкультурой demoscene). Думаю, сначала были какие-то мелкие эксперименты с программированием музыки и звука на Бейсике, потом на Си, Си++ и т.д. Вспомнить уже сложно. Первый относительно серьезный проект — программа PsyTexx, позволяющая играть сэмпловую музыку в формате MOD на маломощных карманных компьютерах Palm (еще одно увлечение). Было это, если не ошибаюсь, в 2000 или 2001 году. Весь мой последующий софт — это в какой-то мере логическое развитие PsyTexx.

К вопросу о том, откуда пришла идея PsyTexx. В конце 90х пошла мода на карманные компьютеры (КПК). Это меня сильно впечатлило. Я живо представил, как достаю где-нибудь вдали от дома из кармана такую штуку и начинаю писать на ней музыку. Студия в кармане 🙂

Когда я уже стал счастливым обладателем девайса под названием Palm M105, обнаружилось, что звуковые возможности его весьма ограничены (только встроенная «пищалка») и нормального звукософта просто нет. PsyTexx этот недостаток устранил, став первым и единственным в своем роде.

Фото: WarmPlaceВ 2005 году на одной из самых навороченных версий PsyTexx я написал музыкальный альбом под названием WarmPlace

Писал исключительно на КПК, не прибегая к помощи большого компьютера. Звуки извлекалась из подручных средств, типа кастрюли, найденной в огороде. Все это тут же записывалось и обрабатывалось.

Насколько мне известно, WarmPlace — первый в мире «мобильный» альбом. Сейчас это уже в порядке вещей — музыку пишут на планшетах и телефонах. Но в 2005-м это еще было экзотикой.

ST.ru: Я скажу честно, у меня были мысли, про то, что мобильные устройства рано или поздно начнут брать на себя роль виртуальных студий, но не думал, что это уже актуально! И было актуально уже 15 лет назад!

Я поражён этому!

В связи с этим — очень хочется узнать твоё мнение о будущем — что нас ждёт дальше? Каких технологий ты ждёшь? Или может быть даже над какими-то работаешь сам?

NR: Я не возьмусь делать какие-то далекие прогнозы. Не считаю себя хорошим аналитиком 🙂

Хотя иногда складывается ощущение, что мы уже топчемся на месте. Был ослепительный рост производительности мобильной электроники. Сегодня какой-нибудь iPhone справляется с тяжелейшими задачами синтеза и обработки звука. Больше, чем нужно среднему пользователю. Что дальше? Может, очередной виток спирали, свежий взгляд на технологии вчерашнего дня? Бюджетные цифро-аналоговые гибриды уже входят в нашу жизнь (посмотрите, например, на маленькие синтезаторы Korg). Я и сам, в меру своих возможностей, пытаюсь эту тему разрабатывать.

ST.ru: Извини, разрабатывать, в смысле — «железные» синтезаторы?

И, раз уж пришлось к слову, сейчас действительно огромные возможности заниматься музыкой — почти повсеместная компьютеризация, мобильные устройства, доступ к знаниям через интернет. Относительная доступность музыкальных инструментов. Имея более менее нормальный компьютер, да и то, как выясняется, уже и компьютер не особо нужен — можно писать отличную музыку! То есть, для музыки, в наше время, достаточно одного человека — композитора. И хочется узнать, в каком режиме ты занимаетесь музыкой? То есть, хобби это? Или основная деятельность?

NR: В плане железок я только в начале пути 🙂 Хвастать особо нечем. Можешь посмотреть у меня в разделе Hardware на сайте warmplace.ru

Фото: SONY DSC

Доступность инструментов музыкантам часто мешает, как мне кажется. Вседозволенность снижает потенциал творчества. Народ начинает выстраивать некий «идеал», увлекается деталями, пытается попасть в формат, забывая собственно о самом главном — о музыке, которая от сердца. Именно такой музыкой стараюсь заниматься я. И, думаю, именно по этой причине она не приносит мне денег 🙂 Назовем это хобби, если хотите. Основная же моя работа — это создание и поддержка своего софта (SunVox, Virtual ANS и прочие).

ST.ru: По поводу доступности инструментов — полностью согласен! Часто антураж и эгоизм музыкантов по масштабам превосходит их музыкальные заслуги. Погоня за идеальной гитарой/микрофоном/барабаном и т.д. А для творчества, как такового, времени и сил не остаётся. По поводу железяк — да, я глянул на сайте, почти сразу…. Мне уже лучше вообще ничего не говорить, потому что это будут только восторженные отзывы! На счёт того, что музыка не приносит денег — обидно, что это так. К сожалению приходится выбирать между самовыражением и деньгами. В продолжении разговора — хочу поинтересоваться, по поводу твоего релиза «Форменное безобразие», на сколько я понял, он издан на независимом Американском лейбле, это так?

NR: Да, все верно, «Форменное Bezobrazie» издан лейблом Detroit Underground. А точнее — переиздан с некоторыми изменениями. Оригинальный альбом я выпустил в январе 2015 года: https://nightradio.bandcamp.com/album/bezobrazie

Фото: Форменное BezobrazieВ новую же версию от DU были включены некоторые дополнительные треки, плюс ребята с лейбла самую малость подтянули звучание под свой формат и вкус — я не возражаю, получилось хорошо 🙂

Почти все треки альбома созданы в SunVox. За исключением некоторых элементов основной композиции — они писались в живую с использованием коробочек от Korg.

ST.ru: Думаю, что с этим можно поздравить!

К слову, с этого альбома, переизданного, и началось моё знакомство с твоим творчеством! А если ещё точнее — с композиции Quantum Countdown. Я услышал её иииии…. Это бомба! Атмосфера…. Нет слов, трек прям забирает, утягивает куда-то…. В связи с этим — интересно узнать, кто оказал влияние на твоё творчество? За исключением уже упомянутых Kraftwerk. Кого можешь выделить из отечественной сцены?

NR: Влияние на творчество оказали очень многие. Прям так вот сходу наиболее значимых выделить — не знаю, получится ли. Из любой интересной музыки подсознательно ты что-то положительное для себя черпаешь.

Вот малая часть списка: Эдуард Артемьев, Новая коллекция, Весна на улице Карла Юхана, Dzuma, Олег Кириллов, Славяна, Ансамбль Мещерина, Георгий Свиридов.

Из зарубежных: Jean Michel Jarre, Vangelis, Bent, Space, Enigma, Mike Oldfield, Node, Saint-Preux, Sun Electric, Ulrich Schnauss, Klaus Schulze.

И конечно масса разной клубной музыки и попсы 🙂

ST.ru: К своему стыду, знаю только пару имён….Надо будет восполнить!

NR: Ничего страшного 🙂 Я и сам многих из них узнал совсем недавно. Очень бы хотелось, чтобы и дальше на пути время от времени появлялись такие алмазы, в потоке бесконечного шума.

В последние года два стал чаще слушать разные эксперименты на стыке техно и IDM. У Quantum Countdown ноги как раз от туда растут.

ST.ru: Вот! Это слово, я боялся немного его вводить в наш разговор — IDM.

NR:Я, кстати, долго не понимал, что означает IDM. Пока мне один чувак не сказал: да короче все, что ты пишешь — это и есть IDM 🙂

ST.ru: Ахахаха! Ну, по сути так оно и есть!

Вопрос был про IDM-сообщество. Общаешься ли ты с кем-нибудь? Возможно проходят какие-то мероприятия, концерты.

NR: Больше нет, чем да 🙂 Какие-то выступления живые можно по пальцам пересчитать. Думаю, я в этом отношении не слишком общительный и активный, большую часть времени провожу дома за компом, т.к. работы выше крыши.

ST.ru: Я понял!

Александр, беседа подходит к концу, очень надеюсь, что это первая из многих предстоящих подобных бесед. Я получил удовольствие, которое вряд ли смогу описать словами! Надеюсь, что и тебе было не скучно!

На последок, хочу поинтересоваться,какие у тебя планы на будущее? И, скажи пару слов для Людей, которые прочтут это интервью и назидание для начинающих музыкантов.

NR: Илья, спасибо! Я тоже рад знакомству и общению, которое, уверен, продолжится 🙂

Фото: ANSПланы прям конкретно не хотелось бы озвучивать, чтоб никого заранее не расстраивать. Просто их реально очень много и нет никакой уверенности, что я осилю хотя бы 50% из списка 🙂 Однозначно буду развивать дальше SunVox и Virtual ANS, делать что-то новое на их базе. Кроме того, сейчас активно экспериментирую с железом, электроникой — надеюсь, что-то из этого в итоге вырастет, кроме Quantum DJ/VJ. Может, даже какой-нибудь железный синтезатор, кто знает…

Начинающим музыкантам я бы порекомендовал больше внимания уделять тем голосам, которые поют внутри, а не тем, которые дают умные советы в соц.сетях 🙂 Если ваша музыка — не то, что вы мечтали услышать, то стоит ли на это вообще тратить время?

ST.ru: Эх…. Сказал, так сказал!

Александр, спасибо тебе!

Мои ожидания, на данный момент, не то, что оправдались, а были превзойдены нашем общением!

NR: И тебе спасибо! Было приятно пообщаться )