Натуральный минор
Сегодня мы рассмотрим ещё один лад, а именно – Эолийский. Другое название- Натуральный Минор.
Чтобы понять, в чём суть, освежим в памяти кое-какие сведения о Натуральном мажоре, подробнее про который можно почитать тут.
Вспомним строение:
Вспомнили.
Теперь, продолжим эту таблицу ещё на одну октаву:
И рассмотрим октаву от «Ля» до «Ля»:
Выпишем её отдельно:
Как Вы, наверно, уже догадались, это и есть гамма «Ля Минор» а её строение, это лад – Натуральный или Эолийский минор.
Выпишем строение:
Стоит сказать, что До мажор и Ля минор – это параллельные лады, так как находятся один в другом, к тому же, эти два лада являются наиболее популярными при исполнении и написании большинства песен, так как они интуитивно угадываются на таких инструментах как гитара и пианино.
Давайте построим гамму До минор, используя эту схему, рассмотрим октаву от «До» до «До»:
И применим строение Эолийского лада:
Оставим только те ноты, которые входят в гамму:
Получается, что гамма До минор состоит из таких вот нот:
Чтобы не было повторяющихся называний нот, заменим знак «#»на «b»там, где это требуется, получим следующее:
Сравним гаммы До мажор и До минор (в таблице, расстояние между ячейками – пол тона):
Теперь, давайте обозначим ноты натурального мажора (тот, что сверху) цифрами:
Если посмотреть, то минор отличается только парой нот, относительно цифр, они понижены. Подставим цифры к минору:
Как видите, появилось три пониженных ноты.
Собственно, поэтому у них и стоит знак «b», потому что они пониженные.
Цифровая схема натурального Мажора – это некий эталон, от которого мы будем постоянно отталкиваться.
Если написать схему Эолийского лада цифрами, то получим следующее:
Это первый шаг к ступенному мышлению, о котором мы поговорим чуть позже, и которое является краеугольным камнем в музыке, но сейчас, немного об импровизации и к вопросу о том, зачем нам всё это надо.
Самые простые произведения пишутся в пределах одной тональности, и мелодии для них так же просты, но, если речь идёт о более сложных вещах, типа джаза, блюза, или с недавних пор – прогрессивных направлений тяжёлой музыки, то всё становится на порядок сложнее.
В более сложной музыке гармония не стоит на месте и постоянно сменяет один лад на другой. Такое положение вещей не позволяет играть мелодическую и басовую партии в одной тональности, они должны меняться в след за гармонией. Если партии заучены, то проблем нет – играем по табам и не переживаем, но если речь идёт о сочинении чего-то не стандартного, об экспериментах, поиске оригинального звучания, либо же об импровизации, то без знания ладов и умения их обыгрывать, держаться в рамках тональности и переключаться с одной на другую, человек вряд ли сможет придумать нечто выбивающееся из рамок того, что было сыграно уже не раз. Такие дела.
Мы не запугиваем Вас, не сомневаемся в Вашем таланте, мы говорим о том, что понимание ладовой системы и умение этой системой пользоваться, даёт огромные преимущества музыканту, и мы были бы счастливы помочь Вам овладеть данным преимуществом! 9)
Всё получится!
Идите вперёд и ничего не бойтесь!