Фото: Лады, интервалы, гаммы

Натуральный мажор

Итак, медленно, но верно мы подошли к одной из самых интересных и основополагающих тем в музыке – Лады.

Начнём разговор с Ионийскойго или Натурального мажора, в большинстве случаев, говоря о мажоре, подразумевают именно его.

Рассмотрим гамму-считалочку известную большинству:

Фото: до-ре-ми-фа-соль-ля-си

От первой «До» и до второй «До» — октава, 12 полутонов.

Подробнее об этом можно почитать в статье про интервалы.

Итак, рассмотрим такой вот рисунок:

Фото: Расположение клавиш на клавиатуре пианино

Чёрные и белые.Так располагаются клавиши на клавиатуре пианино. Расстояние между каждыми двумя соседними клавишами – пол тона. Два полутона образуют тон. Освежили это в памяти, идём дальше.

Разберём гамму «До мажор».

Она состоит из нот:

Фото: до-ре-ми-фа-соль-ля-си

То есть, белые клавиши на пианино от ноты «До» и до следующей «До» — это «До мажор».

Гамма – это проявление лада через ноты. То есть, сам по себе лад – это абстрактное понятие, которое обуславливает строение гаммы, закономерности и отношение звуков в ней.

Рассмотрим подробнее:

Фото: Гамма «До мажор»

Из картинки мы можем понять, что строение лада «Натуральный мажор», это:

Фото: Строение лада «Натуральный мажор»

Такая вот формула.

Зная строение лада, мы можем получить любую мажорную гамму.

Давайте построим «Ми мажор» по этой формуле.

Запишем Октаву со всеми нотами от «Ми» до «Ми»:

Фото: Октава от ми до ми

То есть, мы всего лишь будем рассматривать другой участок клавиатуры пианино.

Теперь, применим к этому участку нашу формулу мажора:

Фото: Применение формулы

Видим, что теперь гамма будет состоять не только из белых клавиш, но и из чёрных.

Уберём звуки, которые не будут входить в гамму и посмотрим, какие звуки там остались:

Фото: Ми мажор

Соответственно, «Ми мажор» будет состоять из нот:

Фото: Ноты ми мажора

Вот такая вот система. 8)

Сперва, это может показаться немного сложным, но это только видимость, так как это наше первое знакомство с понятием лада. Дальше картина будет становиться только ярче и яснее, тем более, когда мы начнём применять эти понятия, играя на инструментах, но при этом, у нас будут возникать новые вопросы и трудности, которые обязательно разберем.

По большому счёту это как раз тот случай, когда познание может длиться бесконечно.

Если у кого-то возникает вопрос, для чего это надо, то ответ будет очевиден – для разнообразия.

Скажу лишь то, что большинство песен, написаны в «До мажоре» и «Ля миноре».

И пусть говорят, что нот всего семь – это ничего не значит.

Важно лишь то, чего мы хотим от музыки и как мы этого будем добиваться.

А лишние средства для достижения цели никогда не помешают.

Это я о музыкальной теории, которая может продемонстрировать поразительное разнообразие.

Оставайтесь с нами!

Веселье начинается! 9)