Натуральный мажор
Итак, медленно, но верно мы подошли к одной из самых интересных и основополагающих тем в музыке – Лады.
Начнём разговор с Ионийскойго или Натурального мажора, в большинстве случаев, говоря о мажоре, подразумевают именно его.
Рассмотрим гамму-считалочку известную большинству:
От первой «До» и до второй «До» — октава, 12 полутонов.
Подробнее об этом можно почитать в статье про интервалы.
Итак, рассмотрим такой вот рисунок:
Чёрные и белые.Так располагаются клавиши на клавиатуре пианино. Расстояние между каждыми двумя соседними клавишами – пол тона. Два полутона образуют тон. Освежили это в памяти, идём дальше.
Разберём гамму «До мажор».
Она состоит из нот:
То есть, белые клавиши на пианино от ноты «До» и до следующей «До» — это «До мажор».
Гамма – это проявление лада через ноты. То есть, сам по себе лад – это абстрактное понятие, которое обуславливает строение гаммы, закономерности и отношение звуков в ней.
Рассмотрим подробнее:
Из картинки мы можем понять, что строение лада «Натуральный мажор», это:
Такая вот формула.
Зная строение лада, мы можем получить любую мажорную гамму.
Давайте построим «Ми мажор» по этой формуле.
Запишем Октаву со всеми нотами от «Ми» до «Ми»:
То есть, мы всего лишь будем рассматривать другой участок клавиатуры пианино.
Теперь, применим к этому участку нашу формулу мажора:
Видим, что теперь гамма будет состоять не только из белых клавиш, но и из чёрных.
Уберём звуки, которые не будут входить в гамму и посмотрим, какие звуки там остались:
Соответственно, «Ми мажор» будет состоять из нот:
Вот такая вот система. 8)
Сперва, это может показаться немного сложным, но это только видимость, так как это наше первое знакомство с понятием лада. Дальше картина будет становиться только ярче и яснее, тем более, когда мы начнём применять эти понятия, играя на инструментах, но при этом, у нас будут возникать новые вопросы и трудности, которые обязательно разберем.
По большому счёту это как раз тот случай, когда познание может длиться бесконечно.
Если у кого-то возникает вопрос, для чего это надо, то ответ будет очевиден – для разнообразия.
Скажу лишь то, что большинство песен, написаны в «До мажоре» и «Ля миноре».
И пусть говорят, что нот всего семь – это ничего не значит.
Важно лишь то, чего мы хотим от музыки и как мы этого будем добиваться.
А лишние средства для достижения цели никогда не помешают.
Это я о музыкальной теории, которая может продемонстрировать поразительное разнообразие.
Оставайтесь с нами!
Веселье начинается! 9)