Запись звука
Звук распространяется не только в пространстве, но и во времени.
Чистый звук, как явление Природы – это очень широкое понятие. Музыкальный, в свою очередь – понятие более узкое. Чтобы им можно было осознанно управлять, была создана музыкальная теория, которая, в том виде, в котором она находится сейчас, появилась не сразу. Знания накапливались, видоизменялись, упорядочивались, систематизировались, и, в итоге, музыкальная теория приобрела тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. Одна из самых основных вещей в музыкальной системе – это возможность записывать содержание композиции при помощи нот.
Ноты – очень удобная система для записи музыки, потому что обладает рядом преимуществ, перед той же табулатурой.
Хотя бы тот факт, что ноты – это универсальные знаки для записи партий любого инструмента, говорит о многом, в то время, как табы подходят только к гитаре и басу.
У музыкального звука есть два основных показателя, это:
- высота;
- длительность.
Изменение высоты создаёт мелодию. Изменение длительностей создаёт ритмический рисунок.
Сейчас нас интересуют длительности.
Музыкальный звук, как и природный, может быть долгим и коротким. Чтобы показать его длительность , в нотах были введены такие обозначения:
Самый долгий звук, обозначается на нотных линейках не закрашенным кружочком и называется «целой» нотой:
Звук, который в два раза короче, обозначается не закрашенным кружочком с палочкой и называется «половинной» нотой:
Ещё в два раза короче? «Четвертная» нота!
Закрашенный кружочек с палочкой.
«Восьмая нота» обозначается так же, как и «четвертная», но с флажком:
Дальше идут «шестнадцатые» с двумя флажками, «тридцать вторые» с тремя и т. д. Как лодочки, которые плывут по волнам, чем больше парусов, тем быстрее плывёт лодочка.
Все ноты разбиты на одинаковые по длительности отрезки – такты. Его длительность зафиксирована показателем под названием «размер такта». (Обозначается в виде дроби после скрипичного ключа)
Как «размер коробки», в которую помещается определённое количество шариков, только «размер такта». Верхнее число – это количество долей в такте, а нижнее – длительность одной доли, которые соответствуют длительностям нот.
В данном примере, у нас четыре доли четвертного размера, то есть максимум – 4 «четвертных» ноты. Или две «половинных». Или одна «целая». Или 8 «восьмых». Либо, их сочетание, при условии, что общая длительность будет укладываться в размер такта. Как в коробку мы не можем положить больше, чем туда помещается, так и в такте не может быть больше нот, чем указано в размере.
В нашем примере, первая нота – «половинная», что по длительности равняется двум «четвертным», вторая – это «четвертная» нота, а третья и четвёртая – это «восьмые», которые обе по длительности будут, как одна «четвертная». Итого – у нас длительность такта равная 4 «четвертным» нотам, всё, как в размере. Это всё, что касается графической записи.
Но! Когда мы начинаем играть по нотам или записываем своё произведение, появляется ещё один параметр: «скорость» или «темп», который измеряется «ударами в минуту». Эти самые «удары в минуту» отмеряет прибор под названием «метроном». Так же, метроном отмеряет и доли, которые закреплены размером.
В нашем примере, «размер такта» 4/4, значит, в такт входит 4 доли, то есть, 4 удара метронома. Эти 4 удара метронома, на любой скорости, будут одним тактом, а один удар будет четвертной длительностью. Чтобы вся картина улеглась в голове, надо понять одну парадоксальную штуку: Сами по себе, оторванные от «скорости», «длительности нот» не имеют фиксированной длительности, но в контексте «скорости» это длительность приобретается.
Жесть какая-то…
Проще будет на примере:
Если мы сыграем музыку «В лесу родилась елочка» на привычной «скорости», а потом на увеличенной, то мы всё равно узнаем эту мелодию, потому что ноты и их длительности останутся одинаковыми, в записи нот ничего не изменится. Кроме «темпа», конечно, который будет указан цифрами.
Если совсем сократить объяснение, то:
«Длительности нот» – это указатели пропорции звука в такте, а «темп композиции» — это то, с какой скоростью эти пропорции надо играть.
На практике всё выглядит гораздо легче, не переключайте канал и оставайтесь с нами! 9)