Ударные инструменты
Капитан очевидность подсказывает, что это инструменты, звук из которых извлекается ударом. Бить можно практически чем угодно и по чему угодно, и мы получим звук. Это самое простое действие, которое может породить звуковые колебания.
Этот факт обуславливает то, что в Мире музыки, класс ударных насчитывает наибольшее количество видов, а так же то, что это одни из первых инструментов для извлечения звуков в принципе.
Как это работает?
Зная, что звук – это колебания тела, которые передаются в окружающую среду, становится понятен и принцип их действия. Например, мы бьем по барабану, его пластик начинает двигаться, воздух вокруг сжимается и разряжается, создавая таким образом звуковые волны. И мы их слышим. При этом, раскачанная нашим действием поверхность барабана – пластик или мембрана, передаёт энергию корпусу, который тоже начинает производить колебания, создавая таким образом уникальный тембр.
Интересное устройство у ксилофона и инструментов схожего типа, который тоже является ударным. Ряд плоских пластинок различной длины, по которым бьют молоточками. Чем короче пластинка – тем выше звук, чем длиннее – тем ниже, басовее. В таких инструментах присутствует звукоряд, то есть на них можно сыграть явную мелодию, по нотам.
Ударные инструменты, в большинстве случаев ассоциируются с барабанами, ударной установкой. Там тоже присутствует звукоряд, но мелодию на такой установке будет сыграть сложнее из-за трудности в настройке барабанов. Да это и не особо нужно.
С чем ассоциируются барабаны? С ритмом!
В основном для этого ударные и используются, по крайней мере, инструменты без звукоряда, а их очень большое количество. К ним можно отнести и перкуссию, правда, перкуссия, в большинстве случаев, носят вспомогательный характер, придавая определённого колорита музыке. К перкуссии относят всевозможные шейкеры, трещотки, этнические барабаны. По большому счёту — любые инструменты, которым легче помогать ритму, чем вести его основную линию. От партии ударных в композиции зависит очень многое. Это и акценты в определённых местах, и переходы между частями произведения и, что самое главное – это пульс! Именно они заставляют нас танцевать, двигаться, притопывать в такт, они создают то, без чего музыка кажется плоской – движение! Но, как мелодия без ударных, так и ударные без мелодии сами по себе не состоятельны. Есть исключения, но это именно исключения, поэтому всё должно находиться в гармонии.
Выбор инструментов для партии ритма – очень ответственное занятие. Хороший музыкант сам понимает, когда и что надо использовать, это относится ко всем музыкантам. Хороший барабанщик не станет забивать двойной бочкой медленную лиричную композицию, но и не станет медлить, там, где нужен напор.
Огромнейшее поле для экспериментов открывают этнические инструменты. Их звук ни с чем не спутаешь и, вовремя прозвучав, он способен вызвать такие эмоции, которые человек может помнить всю Жизнь.
Способность сделать в музыке нужную вещь в нужное время – это способность, которая приходит со временем и очень зависит от музыкального вкуса и чутья автора, но, при этом, эксперименты, проведённые из любопытства, тем более с ритмом, иногда приносят куда больший и интересный результат, даже если на первый взгляд, идея кажется бесперспективной.