ASIO
Одна из основных проблем, с которой сталкивается человек, пишущий музыку дома или впервые взявшийся за это увлекательное занятие, возникает при попытках записать внешний инструмент на свой домашний компьютер, и проблема эта называется «Задержка аудиосигнала».
Для начала разберёмся с тем, как и что мы подключаем к компьютеру. У нас есть:
Компьютер | |
Входы и выходы на звуковой карте этого компьютера | |
Гитара | |
Шнур | |
Переходник с большого Джека на маленький (TRS 6.3 на 3.5) | |
Наушники |
Для чего нам это всё?
Схема такая:
Шнуром и переходником гитара подключается ко входу звуковухи, наушники подключаются к выходу, когда играем на гитаре – слышим в наушниках, что именно мы играем. Вместо наушников можно подключить колонки, если играем на гитаре, но, если поём через микрофон, то нужны наушники, иначе – возникнет гул, называемый обратной связью.
Суть этого явления в том, что колонки воспроизводят то, что поступает в микрофон, а если в микрофон будет поступать сигнал с этих же колонок, то возникнет замкнутое кольцо, по которому с бешенной скоростью носится аудиосигнал, словно собака гоняется за своим хвостом. Только с огромной скоростью.
Так вот. Если мы подключим таким образом гитару к компьютеру, то столкнёмся с самой первой трудностью на этом пути – звук гитары в наушниках будет заметно опаздывать. Это и называется задержкой сигнала. И возникает она вот по какой причине. Для взаимодействия звуковухи с операционной системой ей нужен драйвер. Драйвер, по сути, это путеводитель сигнала.
То есть, он распределяет что и как происходит со звуком в системе, и когда сигнал с нашей гитары приходит в звуковуху, то стандартный драйвер его направляет в кучу разных устройств, прежде чем он достигнет колонок. За счёт этого путешествия по компу и возникает задержка воспроизводимого звука.
Но не всё так плохо!
На внешних звуковых картах задержка на столько низкая, что мы её не замечаем.
Это достигается за счёт того, что у внешних звуковух ну и вообще у более-менее специализированных звуковых интерфейсов другая технология работы драйвера, и имя ей ASIO. Эта технология была разработана компанией Steinberg. Той самой, что разработала технологию VST. Очень деятельная и инновационная компания, надо сказать.
Так вот, суть ASIO заключается в том, что сигнал идёт с входа на выход сразу, по самому короткому пути. Соответственно и задержка не возникает. К слову, когда мы слышим то, что играем, это называется мониторинг. При минимальных задержках звука, мониторинг –это очевидное и само собой разумеющееся занятие.
Но что же делать тем, у кого встроенная звуковая карточка, а на интерфейс с ASIO нет денег или их не хочется туда тратить?
Решение этой проблемы так же есть. И называется оно ASIO4ALL. Это драйвер ASIO, но для стандартных встроенных карточек. Разрабатывается этот интерфейс ориентировочно с 2004 года. Суть в том, что этот драйвер настраивает маршрут сигнала, схожим с оригинальной ASIO-технологией образом, в результате чего достигается меньшая задержка. Звучит не плохо и вполне можно работать с временем задержки, которое обеспечивает ASIO4ALL.
Тут стоит сказать, что основной и главный недостаток встроенных звуковых карт – это качество сигнала,записываемого с их помощью. И с этим уже поделать ничего нельзя.
Качество получается не прям ужасное, как может показаться, типа сплошное шипение или ощущение, что слушаешь пластинку, подобранную на улице, ничего такого нет, и при должном подходе и соответствующем старании, нормальный результат можно получить и таким образом, но усилий уйдёт много.
В общем, для начала мы поработаем с ASIO4ALL, чтобы понять, что это такое, а дальше, каждый решит для себя – устраивает ли его качество той музыки, что получается в итоге, или же стоит подкопить денюжек на звуковуху посерьёзнее.
Настраивать, тестировать, анализировать и делать выводы об ASIO4ALL будем в следующий раз. Ибо это тема отдельной статьи.
А задача этой статьи, была кратко рассказать об ASIO и особенностях работы с аудио материалом в стандартных домашних условиях. Надеюсь, что эта задача теперь выполнена!